нематериальные активы проводки

Описание страницы: нематериальные активы: проводки от профессионалов для людей.

Нематериальные активы (НМА) – это особый вид имущества, который не имеет материально-вещественной формы. Это, например, программы, патенты и другие подобные внеоборотные средства. В нашей статье вы найдете бухгалтерские проводки, которые нужно сделать при поступлении, амортизации, инвентаризации и списании НМА.

Организация может приобрести НМА, создать его, а также получить от своего учредителя или в ходе бартерной операции (по договору мены). Рассмотрим подробнее проводки для каждого случая на примере интернет-сайта.

Покупка
Расходы, связанные с покупкой сайта, аккумулируют по дебету счета 08 «Внеоборотные средства», субсчет «Покупка НМА», который корреспондирует с кредитом счета 60 «Расчеты с продавцами и покупателями» или счета 76 «Расчеты с разными продавцами и покупателями». Проводка по учету затрат следующая:

Дебет 08 Кредит 60 (76) – учтены расходы на покупку сайта.

После того, как все условия для признания веб-сайта в составе НМА будут выполнены, необходимо заполнить карточку учета по типовой форме НМА-1 или самостоятельно разработанной и утвержденной форме.
На основании документа в учете делают следующую проводку по дебету счета 04 «НМА»:

Дебет 04 Кредит 08 – сайт учтен в качестве НМА.

Создание
Расходы на создание сайта также аккумулируют на дебете счета 08, но на отдельном субсчете «Создание НМА», который также корреспондирует со счетами затрат. Проводка по учету затрат следующая:

Дебет 08 Кредит 60 (76, 68, 69, 70) – учтены расходы на создание сайта.

После выполнения всех условий для признания сайта в составе НМА на него также потребуется завести карточку и сделать проводку:

Дебет 04 Кредит 08 – сайт включен в состав НМА.

Вклад в уставный капитал
Стоимость полученных от собственника НМА сначала отражают по дебету счета 08, который корреспондирует со счетом 75 «Расчеты с собственниками». Проводка следующая:

Читайте так же:  безотзывный покрытый аккредитив что это

Дебет 08 Кредит 75 – отражена стоимость сайта, согласованная учредителями.
Затем, при выполнении всех условий, на НМА заполняют карточку учета и делают типовую проводку:

Дебет 04 Кредит 08 – сайт включен в состав НМА.

Договор мены
Операции по отражению в бухучете обмена товара на сайте можно условно разделить на три этапа. На первом этапе отражают реализацию товаров по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», который корреспондирует со счетом 90 «Продажи». Проводки следующие:

Дебет 62 Кредит 90 – отражена выручка от продажи товаров, равная стоимости сайта.
После того, как контрагент получит товар и передаст сайт, нужно зафиксировать этот факт в учете. Проводка следующая:

Дебет 08 Кредит 60 – оприходован интернет-сайт по цене, равной стоимости переданных товаров.
Далее необходимо заполнить карточку учета и перевести сайт в состав НМА. Проводка такая:

Дебет 04 Кредит 08 – сайт признан в составе НМА.
В самом конце необходимо провести зачет взаимных требований. Проводка следующая:

Дебет 60 Кредит 62 – зачтены задолженности сторон по договору мены.

Организация вправе продать НМА, обменять или внести в качестве вклада в уставный капитал другого общества. Рассмотрим, какие проводки нужно сделать в бухучете в каждом из случаев на примере программного обеспечения.

Продажа
Продажу программы отражают по дебету счета 62 в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы». Проводка такая:

Дебет 62 Кредит 91 – отражен доход от продажи программы.
Одновременно с признанием дохода от продажи необходимо отразить факт выбытия программы. Для этого сумму начисленной амортизации списывают с дебета счета 05 «Амортизация НМА» в кредит счета 04. Проводка следующая:

Читайте так же:  социальная помощь многодетной семье

Дебет 05 Кредит 04 – списана амортизация по выбывающей программе.
В самом конце остаточную стоимость проданного НМА списывают в состав прочих расходов. Проводка такая:

Дебет 91 Кредит 04 – включена в расходы остаточная стоимость.

Договор мены

Обмен программы на товары отражают в три этапа. На первом этапе происходит продажа программы. Проводки следующие:

Дебет 62 Кредит 90 – отражена выручка от реализации программы, равная стоимости товаров.

Дебет 05 Кредит 04 – списана начисленная амортизация по программе.

Дебет 91 Кредит 04 – списана стоимость программы.

Затем отражают поступление товаров от контрагента по дебету счета 41 «Товары», в корреспонденции с кредитом счета 60. Проводки следующие:

Дебет 41 Кредит 60 – оприходованы товары от контрагента по стоимости программы.

В самом конце производят взаимозачет требований. Проводки такие:

Дебет 60 Кредит 62 – зачтены задолженности сторон по договору мены.

Вклад в уставный капитал
Передача программы в капитал другого общества отражают по счету 58 «Финансовые вложения».
Первой проводкой формируют задолженность по вкладу собственника по дебету счета 58 в корреспонденции с кредитом счета учета расходов. Например, по кредиту счета 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный капитал». Проводка следующая:

Дебет 58 Кредит 76 – отражена задолженность собственника перед другой организацией.
Второй проводкой отражается списание амортизации по активу. Проводка следующая:

Дебет 05 Кредит 04 – списана амортизация по выбывающей программе.
Третьей проводкой отражают передачу программы другой организации. Проводка следующая:

Дебет 76 Кредит 04 – программа внесена в капитал другой организации.

Стоимость НМА списывают через амортизацию. В зависимости от того, как используется актив, начисленную амортизацию списывают на расходы по обычным видам деятельности, прочие расходы или в состав капвложений. Проводки следующие:

Читайте так же:  было ли финансирование детских пособий

Дебет 20 (44) Кредит 05 – отражена амортизация по НМА, которые используются в основной деятельности.

Дебет 08 Кредит 05 – отражена амортизация по НМА, которые используются в процессе создания других внеоборотных активов.

Дебет 91 Кредит 05 – отражена амортизация по НМА, которые используются в прочих видах деятельности.

В результате инвентаризации НМА может возникнуть недостача, которую необходимо будет документально зафиксировать и отразить по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Проводка следующая:
Дебет 94 Кредит 04 – отражена недостача НМА, выявленная в ходе инвентаризации.

Данную операцию проводят на дату завершения инвентаризации и составления акта или на дату составления годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.5 методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).

Дальнейшие операции зависят от того, известен виновник пропажи или нет.

В случае если виновник известен, делают следующие проводки по счету 73 «Прочие расчеты с работниками»:
Дебет 73 Кредит 94 – недостача закреплена за виновным лицом.
Дебет 50 (51, 70) Кредит 73 – задолженность по недостаче погашена виновным лицом.

Ели же виновник пропажи неизвестен, то делают проводку по списанию убытков:
Дебет 91 Кредит 94 – списан убыток от недостачи из-за отсутствия виновного лица.

Как принять к учёту нематериальные активы в 1С:Бухгальтерии 3.0

Нематериальные активы организации принимаются к учёту, исходя из их первоначальной стоимости. Чтобы сделать это в 1С:Бухгалтерии 8 версии 3.0, нужно:

1. Из меню слева выбрать ОС и НМА – Нематериальные активы – Принятие к учету НМА.

2. Нажать на «Создать».

Закладка «Внеоборотный актив»:

3. В «Виде объекта учёта» выбрать «Нематериальный актив».

4. Заполнить поле «Нематериальный актив». После этого «Счёт учёта нематериального актива» заполнится автоматически.

Читайте так же:  образец встречного иска по гражданскому делу

5. Заполнить поле «Способ отражения расходов по амортизации». Чтобы это сделать, нужно выбрать необходимый пункт из списка «Способы отражения расходов». Если нужного пункта нет, то его можно создать. Указанным способом в дальнейшем будут осуществляться бухгалтерские проводки по начислению амортизации. Чтобы создать новый способ отражения расходов по амортизации, нужно в справочнике «Способы отражения расходов» выбрать «Создать» и в появившуюся форму занести счёт затрат, на который должны переноситься расходы по амортизации нематериальных активов, и аналитику.

Закладка «Бухгалтерский учёт»:

6. «Счёт учёта» заполнится автоматически счётом 04.01 «Нематериальные активы организации». Этот счёт, если нужно, можно изменить вручную.

7. При нажатии на «Рассчитать» автоматически заполнится поле «Первоначальная стоимость (БУ)».

8. В «Способе поступления в организацию» выбрать пункт «Приобретение за плату».

9. При необходимости начисления амортизации, поставить соответствующий флажок.

10. В «Сроке полезного использования» указать количество месяцев для целей бухгалтерского учёта.

11. В «Способе начисления амортизации» из списка выбрать нужный вариант.

12. Поле «Счёт начисления амортизации» заполнится автоматически. В нём отразится счёт, на который должна отправляться амортизация по объекту.

Закладка «Налоговый учёт»:

13. При нажатии кнопки «Рассчитать» автоматически будет заполнено поле информации о первоначальной стоимости НМА.

14. В «Порядке включения стоимости в состав расходов» в выпадающем списке выбрать «Включение в расходы при принятии к учёту».

15. В поле «Способ отражения расходов» выбрать нужный элемент из выпадающего списка. По указанному способу сформируется проводка по списанию первоначальной стоимости в налоговом учёте.

нематериальные активы проводки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here