публичный сервитут на земельный участок устанавливается

Описание страницы: статья 23 зк рф. право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут) (действующая редакция) от профессионалов для людей.

Статья 23 ЗК РФ. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут) (действующая редакция)

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

Читайте так же:  со скольки лет продают сигареты

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Читайте так же:  договор мены гражданское право

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Порядок установления сервитута

Земельный сервитут дает право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут устанавливается по соглашению граждан или через суд. Публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом для обеспечения государственных нужд. Земельный сервитут устанавливается, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием. Кроме того, сервитут может потребоваться для других нужд собственника недвижимого имущества. Обычно сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка или других участков. Соглашение оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Без регистрации сервитут нельзя считать установленным. В случае перехода или передачи прав на землю, обремененную сервитутом, все обязательства по обременению переходят новому владельцу. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Ее размер, а также порядок внесения следует указать в соглашении с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. Также плата за земельный сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен. При наличии спора относительно размера платы за сервитут он может быть определен в судебном порядке. Основания для установления земельного сервитута являются: нормативно-правовые акты; договор между собственниками; судебное решение. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Для установления сервитута по соглашению сторон требуются следующие документы:
заявление на государственную регистрацию;
документ-основание для установления сервитута.
При представлении заявления о государственной регистрации посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица — также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Размер госпошлины составляет: 1500 рублей для физического лица и 6000 рублей для юридического лица. Сервитут считается действительным с момента его регистрации, устанавливается как на бессрочный период, так и на определенный срок. Прекращение действия сервитута возможно по обоюдному соглашению владельцев, при исчезновении условий, ставших причиной введения сервитута. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Читайте так же:  свидетельство о рождении ребенка как выглядит

Сервитут? А что это?

Сервитутом пользовались ещё в Древнем мире, в переводе с латыни это слово означает «вещь в рабстве». Это явление есть и в наше время, причём чаще всего его можно встретить в земельном праве. Выясним, что это такое.

Понятие сервитута

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимости (ст.1 Федерального закона от 21.07.01997 N 122-ФЗ), которое передаётся другому лицу по праву обременения. Он бывает нужен, например, для собственников других домов, чтобы проложить через чужой земельный участок дорогу, коммуникации и пользоваться ими. При этом сервитут как вещное право на здание, сооружение или помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Сторона, получившая сервитут, не получает участок во владение, а собственники не лишаются права пользоваться им (п.2 ст.274 ГК РФ) а лишь могут пользоваться им, причём с определённой целью, установленной договором или соглашением.

Сервитут – достаточно редкое явление в случае, когда речь идёт об МКД. Ведь для получения такого разрешения необходимо заручиться согласием собственников, а наши люди обычно неохотно соглашаются передать своё имущество в пользование. Если же жильцы не возражают (нужно простое большинство голосов на ОСС), то заключается соответствующее соглашение или договор. Этот документ становится частью технической документации МКД и хранится вместе с ней.

Сервитут может быть временным (заключённым на определённый период), и постоянным; личным и публичным.

Публичный сервитут

  • законом РФ;
  • другим нормативно-правовым актом РФ;
  • НПА субъекта РФ;
  • НПА органа местного самоуправления.
  • прохода или проезда через земельный участок, в том числе когда нужно обеспечить доступ к водному объекту общего пользования;
  • ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ;
  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных;
  • использования земельного участка для охоты, рыболовства и рыбоводства;
  • проведения изыскательских, исследовательских и других работ.
Читайте так же:  сделать платежное поручение онлайн

Если установление публичного сервитута вызывает трудности в использовании земельного участка собственниками, то они имеют право требовать плату за сервитут – от органа государственной власти или органа местного самоуправления. Кроме того, собственники могут обратиться в суд с заявлением о защите своих интересов в связи с сервитутом.

Личный сервитут

Личный сервитут устанавливается для одного человека. Он может понадобиться, например, для проезда на своём автомобиле через частный двор. При этом сервитут не может передаваться от его обладателя какому-то другому лицу.

Так же, как и в случае с публичным сервитутом, собственники земельного участка имеют право требовать плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут.

  • прохода или проезда через соседний земельный участок;
  • строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, если это не мешает использованию земельного участка собственниками,
  • других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть удовлетворены без установления сервитута.

Как получить сервитут

Сервитут подлежит обязательной государственной регистрации (Федеральный Закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ). Без регистрации он не будет считаться заключённым. Прекращение действия сервитута тоже регистрируется.

  • собственника недвижимости;
  • лица, в пользу которого установлен сервитут (при наличии у него соглашения о сервитуте).
  • заявление о госрегистрации сервитута от собственника или от лица, в пользу которого установлен сервитут (в случае с публичным сервитутом заявление подаёт орган государственной власти или орган местного самоуправления);
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины за регистрацию (сейчас пошлина взимается в размере 1500 руб. для физических лиц, 6000 руб. – для юридических);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя (или его представителя);
  • документ, свидетельствующий об установлении сервитута (соглашение/договор для личного сервитута, копия НПА – для публичного; если же сервитут установлен по решению суда – судебное решение);
  • учредительные документы правообладателя сервитута (если это юридическое лицо) и учредительные документы юридического лица, на основании соглашения с которым сервитут установлен (если речь идет о частном сервитуте);
  • документы, которые подтверждают полномочия руководителей юридических лиц на подписание таких документов;
  • кадастровый план / кадастровый паспорт земельного участка, технический паспорт / кадастровый паспорт иного объекта недвижимости (эти документы нужны, если сервитут устанавливается в отношении не всего объекта недвижимости, а его части);
  • другие документы, необходимые для регистрации.
Читайте так же:  акт возврата имущества по договору аренды образец

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать ФЗ N 209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

публичный сервитут на земельный участок устанавливается
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here